Банкротство физических лиц – упрощенная процедура. Порядок примерения процедуры и обращения в суд. Снижение стоимости процедуры банкротства.
УПРОЩЕННАЯ ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
Предложения об упрощении порядка признания граждан банкротами высказывались с самого начала применения действующих правил. Сегодня эти инициативы начинают приобретать форму законопроекта.
Давайте разберемся в причинах и сути выдвигаемых предложений.
В чем проблемы стандартной процедуры банкротства граждан
Вступившие в силу правила признания банкротами граждан не привели к урегулированию значимой доли проблемной задолженности. В ходе применения этой процедуры выявился ряд ее недостатков.
- Высокая стоимость. Для проведения банкротства обязательно участие арбитражного управляющего. Ему требуется проверить все сделки гражданина за предшествующие 3 года. Столь кропотливая работа предполагает выплату значительного гонорара. Это делает процедуру банкротства доступной лишь для состоятельных граждан;
- Сложность. Принимая нормы о банкротстве, законодатель пошел по пути разработки правил, схожих с несостоятельностью юридических лиц. В результате этого, обычным гражданам сложно разобраться в тонкостях всех стадий процедуры;
- Долгие сроки реализации. Далеко не во всех случаях суды укладываются в отведенные 7 месяцев. Арбитраж рассматривает большое количество дел о банкротстве компаний, и столь высокая загрузка ведет к затягиванию;
- Противодействие со стороны кредиторов. Банки и другие лица, которым должен гражданин, стремятся не допустить признания его банкротом. По этой причине они прибегают к формальным основаниям для затягивания процедуры. Другим способом противодействия служит поиск признаков недобросовестных действий должника (фиктивное или преднамеренное банкротство).
Все перечисленное позволяет говорить о неэффективности действующих правил для решения проблемы безнадежных долгов.
Предложения по введению упрощенной процедуры
Существуют 2 законопроекта о применении упрощенной процедуры.
- Разработанный Минэкономразвития.
- Предложенный ассоциацией арбитражных управляющих.
С высокой долей вероятности за основу будет взят первый вариант. Документ близок к утверждению Правительством и оформлению законодательной инициативы. По этой причине стоит рассмотреть предлагаемые в нем изменения.
Критерии для применения
Чтобы гражданин мог воспользоваться возможностью объявить себя банкротом, предлагается ряд условий:
- Совокупная задолженность должна составлять от 50-ти до 900 тыс. рублей. В эту сумму не входят штрафы, пени и неустойки;
- Не менее 75 % от общего размера обязательств образовались более, чем за полгода до обращения в суд;
- Количество кредиторов гражданина не превышает 10-ти;
- На протяжении года перед обращением в суд гражданин не совершал безвозмездных сделок с принадлежавшим ему имуществом, совокупная стоимость которого превышает 200 тыс. рублей;
- В течение года, предшествующего началу процедуры, должник обязан не совершать возмездных сделок с имуществом более, чем на 2 млн. рублей. Исключение составляют залоги, реализуемые с согласия банка или по его требованию;
- Отсутствие судимости за экономические преступления, которая не снята или не погашена;
- С момента завершения предыдущей процедуры упрощенного банкротства должно пройти не менее 10-ти лет, а стандартной – не менее 5-ти.
Если изменения в закон будут приняты в таком виде, то гражданину потребуется квалифицированный юрист. В ходе консультации он поможет должнику разобраться в соответствии всем предложенным критериям.
Снижение стоимости процедуры
Наличие столь большого числа условий для проведения упрощенного банкротства объясняется снижением стоимости его проведения. Для обеспечения ее доступности широкому кругу граждан предлагается ряд мер.
- Отказ от реструктуризации. Практика показала, что такая процедура редко завершается принятием графика платежей. Ее проведение требовало многочисленных затрат и затягивало признание гражданина банкротом.
- Отказ от арбитражных управляющих. Стандартная процедура предусматривает участие этих лиц на всех этапах. Необходимость контролировать расходы и доходы граждан-банкротов требует много времени. По этой причине фактические расходы на управляющего оказывались непосильными для большинства должников. Контрольные функции этих лиц передаются самому заявителю, который должен будет предъявить ряд доказательств при обращении в суд.
Перечисленные предложения действительно помогут решить проблему дороговизны.
Порядок обращения в суд
Учитывая отказ от привлечения к участию в деле арбитражного управляющего, должник будет обязан представлять в суд ряд документов.
- Банковские выписки.
- Справку из ЕГРН.
- Справки о доходах по месту работы.
- Данные из ГИБДД об имеющемся транспорте.
Если у должника отсутствуют счета, автомобили и недвижимость, он заявляет об этом. Такое условие может привести к злоупотреблениям со стороны недобросовестных заемщиков, поскольку контроля за достоверностью этой информации пока не предусмотрено.
Минэкономразвития предлагает обязать потенциальных банкротов размещать в едином реестре таких сведений информацию о намерении направить заявление в суд. Должник будет обязан сделать это через нотариуса или арбитражного управляющего в промежутке от 30 до 90 дней, предшествующих инициированию процедуры. Количество публикуемых сведений настолько велико, что также потребует квалифицированной юридической помощи.
Порядок реализации процедуры
В законопроекте предлагается установить сокращенные сроки признания заявителя банкротом и объявления процедуры реализации имущества. Речь идет о 5 рабочих днях.
В ходе реализации имущества гражданин будет обязан сообщать все данные о получаемых доходах и поступающих в его собственность вещей. Такой подход также потребует привлечения юриста, который поможет составить необходимые документы.
Завершение процедуры реализации будет происходить в срок не менее 50-ти дней после того, как суд признает гражданина банкротом. Это поможет существенно сократить время, в течение которого рассматривается дело.
Перспективы предложений
Разработанный Минэкономразвития законопроект содержит как положительные, так и отрицательные стороны. Его принятие в нынешнем виде действительно позволит сократить финансовые и временные затраты на признание гражданина банкротом.
Предложение, направленное на передачу функций арбитражного управляющего самим заявителям, связано с проблемами возможных злоупотреблений. Гражданин может скрыть информацию о своих доходах или имуществе.
Документ должен будет претерпеть значительные доработки и пока рано говорить о том, как будет реализована упрощенная процедура. Одно известно точно: гражданину потребуется помощь юристов, специализирующихся на участии в делах о банкротстве.
Услугами нашей компании по признанию должника несостоятельным в упрощенном порядке можно будет воспользоваться сразу после вступления закона в силу.
Обратитесь к нам любым удобным способом, и вы узнаете о возможности реализации процедуры банкротства физического лица, а также получите информацию о примерных сроках введения ее ускоренного варианта.
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС НАШЕМУ ЮРИСТУ АДВОКАТУ
ВИДЕО: ПОСЛЕДСТВИЯ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА